Послушаем кассету с записью духовной музыки - тибетских монахов или григорианское пение.
Если вслушаться, то можно услышать, как голоса сливаются, образуя один пульсирующий тон.
Это один из самых интересных эффектов, свойственных некоторым музыкальным инструментам и хору людей,
поющих примерно в одной тональности - образование
биений .
Когда голоса или инструменты сходятся в унисон, биения замедляются, а когда расходятся - ускоряются.
Возможно, этот эффект остался бы в сфере интересов только музыкантов, если бы не исследователь
Роберт Монро.
Он понял, что несмотря на широкую известность в научном мире
эффекта биений , никто не исследовал
воздействие их на состояние человека при прослушивании через стереонаушники.
Монро открыл, что при
прослушивании звуков близкой частоты по разным каналам (правому и левому)
человек ощущает так называемые
бинауральные биения , или
бинауральные ритмы .
Например, когда одно ухо слышит чистый тон с частотой 330 колебаний в секунду, а другое - чистый тон с частотой
335 колебания в секунду, полушария человеческого мозга начинают работать вместе, и в результате он "слышит"
биения с частотой 335 - 330 = 5 колебания в секунду, но это не реальный внешний звук, а "фантом".
Он рождается в мозге человека только при сочетании электромагнитных волн, идущих от двух синхронно работающих
полушарий мозга.
"Мне всегда нравилось спрашивать и узнавать что-то новое. Тем не менее, вплоть до поступления в
высшую школу я никогда не получал удовольствия от учебы и не имел в ней особых успехов.
Было время, когда я находился на грани академического срыва, когда даже удовлетворительные оценки давались с трудом.
И это при том, что в детстве меня называли смышленым ребенком, который, по идее, должен учиться на отлично.
Причиной моих неудач взрослые, как всегда, считали недостаток прилежания. Я же, разочаровывая их, все больше
отчаивался сам.
Став взрослым, я продолжил учебу в колледже, где также не блистал. Когда я заваливал экзамен, я пересдавал его
до тех пор, пока не получал нужной мне отметки. Поступив же в высшую школу, я понял, что мне нужна новая
стратегия, поскольку возможности бесконечно пересдавать экзамены здесь уже не было.
Я уже не мог так много работать ради столь посредственных результатов, поэтому со всей силой своего отчаяния
устремился на поиски этой новой стратегии.
К счастью, я ее нашел - мне удалось преодолеть свою "неспособность" к обучению с помощью
бинауральных ритмов
и
диметиламиноэтанола (ДМАЭ) - компонента, содержащегося в морепродуктах.
В результате академический сизифов труд превратился в изысканное развлечение, повлекшее за собой отличные отметки
и трансформацию меня как личности. Я чувствовал себя так, будто освободился из пожизненного заключения."
Этим вступлением начинает одну из своих статей
Ричард Кеннерли - американский ученый, исследовавший
влияние на умственную работоспособность человека прослушивания особых комбинаций
звуковых колебаний,
получивших название
бинауральных ритмов.
Таким образом, одним из самых эффективных способов организации
биоэлектрических колебаний мозга
(и связанных с ними психофизиологических состояний), одновременно обеспечивающих высокую синхронизацию обоих
полушарий, являются
бинауральные биения . Что же происходит в мозге, когда человек "слышит" эти звуки.
В 50-е годы получил развитие метод электроэнцефалографии (ЭЭГ), позволяющий записывать и изучать биоэлектрические
потенциалы мозга.
Тогда же было установлено, что частота биоэлектрических колебаний мозга способна синхронизироваться, при
определенных условиях, с различными ритмичными стимулами, например, импульсами сверх слабого электрического тока,
световыми вспышками и звуковыми щелчками, если частота следования стимулов находится в рамках естественного
диапазона частот биоэлектрических потенциалов мозга.
Легче всего мозг следует за стимулами в интервале частот 8-25Гц, но при тренировке этот интервал можно расширить
на весь диапазон естественных частот мозга.
В настоящее время принято выделять четыре основных вида электрических колебаний в человеческом мозге, каждому из
которых соответствует свой диапазон частот и состояние сознания, при котором он доминирует.
2. Теория аудио/видеостимуляции мозга
Способность мозга следовать внешним стимулам, таким как световые вспышки, звуковые щелчки была выявлена в
50-х годах, когда получил развитие метод электроэнцефалографии (ЭЭГ).
Это позволило разработать эффективные методы воздействия на мозг с целью достижения требуемых состояний.
Обычно частоты электрических потенциалов мозга находятся в пределах 0,5 - 45 Гц. Лучше всего мозг поддается
воздействию в диапазоне 10 - 25 Гц, при тренировке этот интервал можно расширить на весь диапазон частот мозга.
На данный момент принято выделять пять основных
диапазонов частот работы мозга:
-
дельта диапазон (0,5Гц-4Гц) - фаза глубокого сна;
-
тета диапазон (4Гц-8Гц) - фаза быстрого сна, полудрема;
-
альфа диапазон (8Гц-13Гц) - расслабление;
-
бета диапазон (13Гц-45Гц) - активное бодрствование;
-
гамма диапазон (45Гц-60Гц) - измененное состояние сознания (труднодостижимо, малоизученно).
Дельта волны - самые медленные колебания в мозгу. Они обычно преобладают, когда мы находимся либо
в сонном, либо в бессознательном состоянии, но некоторые могут находиться в дельта диапазоне и в
сознательном состоянии. Стимуляция мозга в дельта диапазоне позволяет избавиться от бессонницы,
повысить профессиональные способности психологов и психотерапевтов к подстройке к пациентам,
обеспечить глубокий отдых и полностью нивелировать эффект "выгорания".
Тета волны - обычно преобладают когда человек находится в состоянии между сном и бодрствованием, т.е.
в предсонном или "сумеречном" состоянии. Часто оно сопровождается видением неожиданных, сноподобных образов
и открывает доступ к бессознательной части ума. Тренировка мозга в тета диапазоне значительно увеличивает
творческие способности человека, способность его к обучению. Также значительно снижается потребность в
алкоголе и наркотиках.
Альфа волны - характерны для состояния неглубокого расслабления. У людей имеющих пониженный уровень
активности альфа-ритмов обычно нарушается способность к полноценному отдыху, что обычно вызывается сильным
стрессом. Поэтому стимуляция в альфа диапазоне рекомендуется для помощи в преодолении стрессовых состояний.
Бета волны - преобладают в обычном бодрствующем состоянии, когда мы с открытыми глазами
наблюдаем мир вокруг себя, или сосредоточены на решении каких-то текущих проблем. Бета волны
обычно связаны с бодрствованием, пробужденностью, сосредоточенностью, познанием и, в случае их избытка, -
с беспокойством, страхом и паникой. Недостаток бета волн связан с депрессией, плохим избирательным
вниманием и проблемами с запоминанием информации. Стимуляция мозга в бета-диапазоне позволяет избавиться от
депрессивных состояний, повысить уровень осознанности, внимания и кратковременной памяти.